Выход
 
Меню сайта

Родителям

Ст. воспитатель

Наши группы

Прием детей

Главная » Статьи » Для родителей

Чтобы ребенок хорошо развивался

«Чтобы ребенок хорошо развивался»

подготовил воспитатель группы раннего возраста:

Ананьева М.А.,

31.07.2017г.

В период раннего детства (начиная с года и примерно до трех лет) 

необходимо грамотно организовать окружающую среду для полноценного развития 

ребенка, а также быть очень внимательными и включенными в деятельность малыша. И 

для благополучного развития ребенка важно не только, какие игрушки его окружают, но и 

как происходит процесс игры.

Игра - это важно! Как играть с ребенком в возрасте 1-3-х лет?

 Для детей от 1 до 2-3-х лет главной, ведущей деятельностью является предметная, в 

которой ребёнок овладевает различными действиями с предметами, учится соотносить 

форму, размер, расположение отдельных деталей. Значит, в этом возрасте наиболее 

важными и развивающими игрушками будут мячи разных размеров, пирамидки, кубики, 

вкладыши, матрешки, лото, куклы и фигурки животных, кукольная мебель и посуда, мозаики 

и т. д.

 В период раннего детства (начиная с года и примерно до трех лет) 

необходимо грамотно организовать окружающую среду для полноценного развития 

ребенка, а также быть очень внимательными и включенными в деятельность малыша. И 

для благополучного развития ребенка важно не только, какие игрушки его окружают, но и 

как происходит процесс игры. Ведь зачастую, предложив ребенку раннего возраста 

«правильную» игрушку, мы не наблюдаем процесса игры с ней: малыш в лучшем случае 

внимательно рассмотрит новую вещь, потрясет ее и бросит, потом еще раз возьмет и 

бросит снова, а дальше интерес пропадает. И начитанные родители, увидев, что ребенок 

«наигрался» предлагают следующую «по возрасту» игрушку. Но не все так просто в игре 

ребенка. Исследования последних лет показали, что игра детей не возникает стихийно, она 

складывается под руководством взрослого и в совместной деятельности с ним.

Организуйте пространство для игры вместе с ребенком. При этом помните, что чем 

меньше возраст ребенка, тем меньшее количество игрушек должно быть одновременно в 

его поле зрения. Маленькому ребенку сложно удерживать свое внимание, и, 

соответственно, не происходит процесса игры, а ребенок просто манипулирует игрушками. 

Покажите малышу, что машинку можно не только катать, но и возить в ней куклу или овощи 

к столу. Придумывайте маленькие сюжеты для игры: приготовили для куклы суп, накормили 

ее, уложили спать. Важно, чтобы игра от отдельных действий постепенно переходила к 

последовательной сюжетной линии. Закладывайте в игру схемы перехода от одного 

действия к другому. Перевезли на машине кубики, потом построили из них домик, а в него 

поселили кошечку. И на глазах малыша в игре связываются несколько действий, одно из 

которых «обслуживает», обуславливает другое. 

Раннее детство – это период активного овладения речью. И даже если малыш практически 

ничего не говорит, он внимательно все слушает и все запоминает («набирает» на будущее). 

Поэтому в процессе игры больше говорите с малышом, при этом проговаривайте слова 

четко, не сюсюкая, желательно с яркой артикуляцией. Обязательно в процессе игры 

используйте понятия большой – маленький, много – один или пусто, называйте основные 

цвета. Делайте акцент на предлогах: на, в, под, над и т. д. Называйте действия, которые вы 

вместе совершаете в процессе игры, уделяя внимание последовательности событий: 

«Сейчас мы покормили куклу, а теперь уложим ее спать».

Не спешите ограничивать малыша «гендерными» игрушками. В этот период как 

мальчикам, так и девочкам одинаково интересны машинки, парковки, паровозы, куклы, 

кукольная мебель и посуда. 

Чтобы игрушка реализовывала свою развивающую роль, она должна быть не просто 

привлекательной, но и открытой для разнообразных форм активности ребёнка. Игра – это, 

прежде всего, проба своих возможностей и выяснение свойств предмета игры. Поэтому 

предмет игры должен содержать элемент новизны для поддержания интереса и 

собственной активности ребёнка. Жёсткий материал детской игры, предполагающий строго 

определённый способ употребления (как например заводные, механические или некоторые 

электронные игрушки), способствует тому, что игра будет просто упражнением или 

времяпрепровождением, но не образовательной, активной, творческой деятельностью. Чем 

более определённой и завершённой является игрушка, тем меньше она оставляет простора 

для детского творчества. Сложные и завершённые игрушки предопределяют характер 

детских действий и приковывают ребёнка к известным стереотипным движениям. Игрушки 

более простые и менее определённые допускают широкий спектр игровых действий. Так, 

например, пирамидку можно собирать по цветам, по размеру, можно выкладывать из колец 

дорожку, представить, что кольцо – это кусочек хлеба и т. д. 

  К слову, о замещениях в игре, которые также как и сама игра не появляются без 

инициативы старшего. Если взрослый не вводит их, не объясняет их смысла, малыш не 

овладевает ими и в дошкольном возрасте. Покажите ребенку, что кубик может быть 

картошкой, если положить его в тарелочку; мыльцем, чтобы помыть куклу. 

Кроме совместных игр с готовыми игрушками, малышам будут очень интересны поделки, 

которые вы смастерите вместе. Раскладывайте, сортируйте в разные баночки фасоль, 

горох и рис, потом закройте их крышкой и погремите ими, покатайте по полу, обсудите, что 

гремит тихо, что громко. Такая игра будет способствовать развитию мелкой моторики 

пальцев рук, тактильной и слуховой чувствительности, а также будет обогащать словарный 

запас. Для развития мелкой моторики хороши разнообразные «мякиши»: в воздушный 

шарик засыпаем различные крупы или муку (крахмал). Малыши очень любят мять их в 

ручках, тем более что из такого «мякиша» можно даже вылепить какое-то животное, что 

будет способствовать творческому развитию.

   Вообще, не забывайте про разнообразные варианты совместной творческой 

деятельности. Рисуйте кисточками и пальчиками, лепите из натурального воска и 

пластилина, делайте рваные аппликации, придумывайте игры с водой и песком. 

Восхищайтесь и удивляйтесь вместе с ребенком открытиям, хвалите малыша за 

проявленное терпение, поощряйте его творческое самовыражение.  

 В раннем детстве особое место занимает развитие тактильной и кинестетической 

чувствительности. У ребенка в этом возрасте формируется образ телесного «Я», поэтому 

важно дать возможность приобрести опыт познания собственного тела. Кружение, 

кувыркание, ползание, прыгание, лазание, катание с горы – все это «пища» для 

полноценного развития ребенка. Развить тактильную чувствительность, вестибулярный 

аппарат и улучшить физическое состояние ребенка помогают игровые массажи и 

совместные игры на коленях. Тактильно развитый ребенок будет лучше понимать границы 

собственного тела, за счет этого будет более успешен в межличностном взаимодействии с 

окружающими. 

 Ваш ребенок уже начинает подражать «взрослому миру». Позволяйте малышу играть 

с безопасными бытовыми предметами. Покажите ему, как можно положить маленькую 

кастрюльку в большую или спрятать в миске блюдечко. В этом возрасте малыши стремятся 

помогать взрослым по хозяйству: любят мыть посуду, подметать пол, с удовольствием 

складывают игрушки. Дайте ребенку возможность реализовать свои потребности. 

Безусловно, Вам придется специально организовывать пространство (чтобы ребенок ничего 

не разбил, сам не поранился), потом переделывать все самим. Но именно сейчас самое 

лучшее время, чтобы приучать ребенка к порядку и уходу за вещами. В этом возрасте им 

это особенно нравится, и если ввести это как правило сейчас, то в будущем с выполнением 

домашних обязанностей не возникнет трудностей. Не забывайте хвалить трудолюбивого 

кроху за усердие и старательность.

 Начиная с года, игра с ребенком становится все интересней и и деятельность все 

разнообразней. Совершенствуются его двигательные навыки и координация движений, он 

становится более самостоятельным. Играя с ребенком, незаметно сокращайте свою 

активность, уступая ему первенство в игре. Спустя некоторое время малыш уже не будет 

нуждаться в вашем постоянном участии. И все же ваше присутствие, внимание к его 

успехам, ваша похвала еще долго будут необходимы ребенку, потому что он не всегда в 

состоянии сам оценить достигнутое. 

Упражнения для пальчиков

Раз, два, три, четыре, пять.

Вышли пальчики гулять.

(Кулачки. На каждое слово

кулачки с силой разжимаем)

Раз, два, три, четыре, пять.

(Кулачки. На каждое слово

разгибаем по одному пальчику,

начиная с мизинчика)

В домик спрятались опять.

(кулачки)

Раз, два, три, четыре, пять.

Вышли пальчики гулять.

(Поочерёдно загибаем пальчики)

Этот пальчик по дорожке,

Этот пальчик по тропинке,

Этот пальчик за морошкой,

Этот пальчик за малинкой,

Этот пальчик заблудился,

Очень поздно возвратился.

- На этой ручке пальчики погуляли?

На другой ручке тоже пальчики хотят погулять:

Этот пальчик в лес пошел,

Этот пальчик гриб нашел,

Этот пальчик чистить стал,

Этот пальчик жарить стал,

Этот пальчик все съел,

Оттого и растолстел.

Этот пальчик хочет спать.

(загибаем по одному пальчику,

начиная с мизинца)

Этот пальчик лег в кровать.

Этот пальчик чуть вздремнул.

Тише, тише, не шумите -

наши  пальцы не будите.

(тихонечко грозим пальчиком)

Новый день пришел - ура!

В детский сад идти пора!

(сжимаем кулачки, потом на каждое слово энергично  разжимаем)

Сорока-ворона кашу варила,

Кашу варила, деток кормила.

Этому дала,

Этому дала, 

Этому дала,

Этому дала,

А этому не дала.

- Ты дрова не рубил,

Воду не носил,

Печку не топил,

Кашу не варил –

Тебе и нет ничего!

(сначала указательным пальчиком

водим по ладошке по кругу,

затем загибаем по одному пальчику)

Маленькие ножки бежали по дорожке

Маленькие ножки бежали по дорожке:

топи-топи-топи-топ-

топи-топи-топи-топ!

(пальчики бегут)

А большие ноги шагали по дороге:

топ-топ-топ-топ-

топ-топ-топ-топ!

(ладошки «топают»)

Рассказываем и выполняем движения пальчиками.

Вышла курочка гулять,

Свежей травки пощипать,

А за ней ребятки –

Желтые цыплятки.

       «Ко-ко-ко, ко-ко-ко!

         («клюют»)

        Не ходите далеко,

         (погрозить пальчиком)

        Лапками гребите,

          (обеими руками )

         Зернышки ищите!»

           («клюют»)

Дождик, дождик – кап, кап, кап –

(пальчиками по очереди, начиная с мизинца, 

дотрагиваемся до ног выше коленок – как будто играем на пианино)

Мокрые дорожки.

(проводим ладошками по ногам по направлению к коленкам)

Нам нельзя идти гулять –

(медленно грозим пальчиком и показываем, как пальчики “идут “)

Мы промочим ножки.

(показываем ножки)

Этот пальчик - папочка.

Этот пальчик - мамочка.

Этот пальчик - бабушка.

Этот пальчик - дедушка.

Этот пальчик - я.

Вот и вся моя семья.

Тук-ток, тук-ток –

Бей покрепче молоток!

(ударяем кулачком по кулачку)

Строим дом, дом большой:

(руки над головой «домиком»)

И с крылечком, и с трубой.

(показываем)

В доме будет зайка жить,

(«ушки»)

Будем с зайчиком дружить. 

(ладошки «замочком»)

(две ладошки вместе и под щечку)

Баю-бай, баю-бай –

Спи, кукла, засыпай.

Глазки крепко закрывай,

Баю-бай, баю-бай.

Гуси, гуси!

- Га-га-га! (Плавные движения руками – «машем крыльями)

-  Пить хотите?(кисти рук сложить ковшиком)

- Да-да-да! (Плавные движения руками – «машем крыльями)

- Гуси, гуси, вот вода.

- Га-га-га! Га-га-га (Плавные движения руками – «машем крыльями)

Обыгрываем, используя

 соответствующие игрушки:

- Би-би-би, - гудит машина,-

Не поеду без бензина.

Мычит корова:

- Му-у-у! Молока кому?

Вот собачка Жучка,

Хвостик закорючка,

Шерстка – пестрая,

Зубки – острые. 

С.Федорченко

Обыгрываем, т.е. все показываем

Маша варежку надела:

- Ой, куда я пальчик дела?

Нету пальчика, пропал,

В свой домишко не попал.

   Маша варежку сняла:

   - Поглядите-ка, нашла.

   Ищешь, ищешь и найдешь.

   Здравствуй, пальчик,

   Как живешь?

Скачет зайка косой

(«зайчик»)

Под высокой сосной.

(на другой руке пальчики врозь)

Под другою сосной

(то же)

Скачет зайка другой.

Идет коза рогатая,

Идет коза бодатая.

(делаем пальчиками «козу»:

мизинец и указательный – рожки,

средний  и безымянный сгибаем к ладошке, их держит большой)

Ножками – топ, топ!

(ладошками хлопаем по коленкам 

на слова «хлоп, хлоп» правой и левой по очереди)

Глазками – хлоп, хлоп!

(ладошки вертикально, повернуты от себя: 

сгибаем все пальчики к ладошкам – 2 р.)

Продолжаем стараться стимулировать речь:

Играем с любыми образными игрушками (зайка, мишка, утенок..).

- Тук-тук.

- Кто там?

- Это я, Мишка. 

- Мишка, иди к нам.

Повторяем каждую реплику неоднократно, с разными интонациями, но всегда энергично, бодро, 

весело

Петушок, петушок,

Золотой гребешок,

Масляна головушка,

Шелкова бородушка,

Что ты рано встаешь,

Голосисто поешь,

Деткам спать не даешь?

У кошки - котёнок,

У утки - утёнок,

У медведя - медвежонок,

У лошадки - жеребёнок,

У свиньи - поросёнок,

У овечки - ягнёнок,

У коровки - телёнок,

У курочки - цыплёнок,

У собачки - щенок,

А у мамы - сынок.

(или: У собачки – щеночки,

А у мамы – дочка.)

Категория: Для родителей | Добавил: юпитер2 (31.07.2017)
Просмотров: 25 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Это важно
; ;

Наши фотоальбомы

Вход на сайт